Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей старшей группы
"Знакомство с профессией лесник"
Цель: познакомить детей с профессией лесник и его трудовыми обязанностями.
Задачи:
1. Сформировать знания о труде лесника и его экологическом значении.
2. Расширять представление об использование леса в жизни человека.
3. Уточнить представление о леснике – человеке, который заботится о лесе и его обитателях.
4.Закрепить знания о диких животных: чем питаются, как передвигаются. Закрепить правила поведения в лесу.
5.Показать значимость этой профессии для общества и природы. 6.Пополнить словарный запас (лесник, кормушка, браконьеры). Развивать связную речь, мышление, внимание, память.
7.Воспитывать любознательность, любовь к природе, заботливое и бережное отношение к лесу. Воспитывать уважение к людям этой профессии, бережное отношение к результатам их труда.
Оборудование: загадка, стихотворение, презентация «Кто в лесу главный»
Ход занятия.
1.Вводная часть.
В:- Ребята, каждый из вас бывал в лесу. Как прекрасен лес летом, когда отовсюду доносится птичье пение, в густом травяном покрове созревают ягоды, а среди мха — поднимаются грибы. Или весной, когда на деревьях и кустарниках появляются зеленые листочки, а на подсохших участках лесной почвы расцветают первые цветы. Или зимой, когда вы, может быть, катались на лыжах, а лес был прекрасен, как ледяной терем. Или же осенью, когда деревья наряжаются в золотисто-красные плащи. Словом, лес хорош в любое время года!
В:- А для того, чтобы в лесу был порядок, за ним нужно следить.
Ребята, послушайте загадку и отгадайте, с какой профессией человека мне бы хотелось вас познакомить.
Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек,
В гости ждёт лесных зверушек.
В : О ком идёт речь в этом стихотворении?
Дети: О леснике.
В : Верно, а где работает лесник?
Дети: в лесу.
В : А, что делает лесник в лесу и о ком он заботится?
Дети: о зверях и птицах.
В : Правильно, но ещё и о лесе, о деревьях и кустарниках. А какие деревья растут в лесу?
Дети: Ели, сосны, берёзы.
В : А какие лесные животные и птицы живут в лесу?
Дети: волки, зайцы, совы, дятлы, лисы, ежи, медведи.
В : Лес это не только место жительства лесных зверей и птиц, но и место где звери добывают себе корм. Какие животные запасают грибы на зиму?
Дети: белки, ёжики.
В : А кто любит полакомиться липовым мёдом?
Дети: медведь.
В : А кому не обойтись без желудей?
Дети: Кабанам.
В : Кто питается семенами деревьев?
Дети: Птицы.
В : В холодное время, в зимний период, когда мало корма, лесник подкармливает зверей и птиц. Благодаря его заботе, животные могут перезимовать. А ещё он следит за порядком в лесу, охраняет лес от вырубки, пожаров.
В : Ребята, назовите, какие предметы необходимые для жизни человека сделаны из дерева?
Дети: дома, книги, мебель, игрушки, санки.
В : А, что произойдёт, если человек не будет беречь лес и соблюдать правила поведения в лесу?
Дети: Лес может погибнуть.
В : Ребята, а где воздух чище в лесу или городе?
Дети: В лесу.
В : В лесу нет машин, заводов, фабрик, а деревья очищают воздух от пыли и грязи, растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, которым мы дышим. Что нам надо делать, чтобы воздух стал чище?
Дети: Сажать деревья, оберегать леса от пожара, не мусорить.
Физкультминутка «Две больших сосны».
Две больших сосны стояли рядом Руки поднять вверх.
Между ними ёлочка росла. Опустить руки и отвести в сторону.
Две сосны подружку укрывали, Поднять руки вверх и покачать в стороны.
Чтоб вершинку ветры не сломали, Изобразить руками вершину.
Чтоб красивой ёлочка была. Поставить руки на поясе поворачиваться из стороны в стороны.
2.Основная часть.
В: Давайте вспомним правила поведения в лесу. Что нельзя делать?
Ответы детей
Чтение стихотворения: «Лесные правила» (дети).
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки деревьев не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять,
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – сосна и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
В: Ну вот, мы с вами повторили правила и знаем как себя вести в лесу.
В.: Работника леса называют лесником. Он знает все о деревьях на своем участке; где надо расчистить просеку после грозы; где лучше всего приживаются саженцы из питомника. Лесник знает повадки обитателей леса, умеет читать следы, может определить, сколько и какие животные приходили ночью к кормушке. Он следит за тем, чтобы туристы аккуратно разводили костры и не забывали их тушить.
Чтение стихотворения А. Смирнова «Лесничий».
Вот дом стоит в густом лесу,
А в нём живёт лесничий.
Он здесь не сторожит лису,
И не стреляет дичи.
С рассветом раньше всех встаёт,
Шагает в чащу смело.
И начинается обход:
Лесничий занят делом.
Ни браконьерам, ни ворам,
Нигде не даст слабинку,
Убережёт от топора Берёзку и осинку.
Пушистых ёлочек отряд,
Спасёт под Новый год он,
Подкормит птиц лесных, зверят
- Вот в чём его работа.
Он охраняет лес, а с ним,
И дятла и сороку.
Им без лесничего одним,
Пришлось бы очень плохо.
Презентация «Кто в лесу главный».
Итог:
В: Сегодня мы с вами узнали о профессии лесник. Давайте, вспомним что делает лесник, какие у него обязанности?
Предложить детям задание. Найдите дома с родителями картинки профессий, которые защищают, охраняют природу. Попросите родителей рассказать вам о них. А вы поделитесь своими знаниями с ребятами.