Предмет математики настолько серьезен,
что надо не упускать случая,
сделать его занимательным.
Б. Паскаль
Основная деятельность дошкольников - игра, с этим утверждением не поспорит никто, так почему же не заняться подготовкой к школе дома, во время развлекательных игр?
Для того чтобы освоить с ребёнком азы математики, не обязательно покупать специальную литературу и логические игры. Достаточно использовать подручный материал, к примеру, кирпичики Лего, которые есть практически в каждой семье.
Кирпичики Лего создают учебную среду для моделирования широкого круга математических задач и идеально подходят для детей старшего дошкольного возраста с точки зрения их тактильных/кинестетических потребностей, имеют большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация).
Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.
Конструируя объект, выкладывая геометрические фигуры, цифры, повторяя предложенный алгоритм, дети самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми научатся оперировать простейшими понятиями; знакомятся с числами, цифрами; осваивают сенсорные эталоны: цвет, форму, величину, расположение в пространстве. Лего - детали с цифрами можно использовать вместо традиционной кассы цифр. Лего - конструктор помогает детям дошкольного возраста в игровой форме освоить элементарные математические представления. Главное «заразить» ребенка игрой, не просто разбудить в нем интерес к моделированию предложенных конструкций, но и помочь понять, что играя можно многому научиться
Чему можно научить с помощью деталей Лего?
Игры
«Найди кирпичик, как у меня»
Цель:закреплять цвет, форму (квадрат, прямоугольник).
Оборудование: кирпичики Лего «Дупло» красного, синего, зеленого, желтого цвета (2х2, 2х4 см). Педагог достает по очереди по одному кирпичику и просит назвать цвет и форму и найти такую же деталь среди предложенных трёх-четырёх деталей, лежащих перед ребенком.
«Разложи по цвету»
Цель: закреплять названия цветов.
Оборудование: кирпичики Лего всех цветов (2х2 см, 4 коробки.Дети по команде педагога раскладывают детали по коробочкам).
«Математический Лего-поезд»
Оборудование:конструктор из блоков Лего «Дупло» или аналоговый конструктор; платформы-вагончики с приклеенными на каждый цифрами от 1 до 10.
Цель:учить счету, соотносить цифры и количество; закреплять понятия больше – меньше; развивать мелкую моторику. Из конструктора дети конструируют поезд (число вагончиков от 1 до 5).Задачи аналогичные («Сосчитай сколько вагончиков», «Какой по счету желтый вагончик?», «Назови номер», «Соседи», «Где больше (меньше» и т. д.).
«Разноцветные дорожки»
Материал: набор конструктора Лего.
Цель:формируются, закрепляются представления о цвете, форме, величине. Кирпичики Лего чередуются по цвету, форме. Дорожки длинные и короткие. Обязательно обыгрывание построек (проведи кошечку по короткой, а корову по длинной; помоги щенку дойти до своего домика и т. д).
«Веселые цифры»
Материал:набор конструктора Лего.
Цель: формировать, развивать, закреплять счет (прямой и обратный, соотносить с количеством, учить цифры, выкладывать числовой ряд, представления о цвете.
Цифры конструируются из Лего- конструктора. («Покажи нужную цифру», «Назови цифру», «Расставь по порядку», «Соседи», «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра», «Разноцветные цифры» и т. д).
«Построй длинную (короткую) дорожку!»
Цель:формировать умение выделять пространственные признаки предметов (высота, длина, ширина) и выполнять простые задания. Предполагающее уменьшение или увеличение построек, двумя способами: путем мелких деталей на более крупные и путем надстраивания частей; развивать активную речь за счет использования определений (длинная, короткая, прямая, извилистая).
«Широкая и узкая тропинка»
Цель:формировать представления о ширине предметов; учить сравнивать предметы по ширине; развивать умение анализировать предметный или графический образец и соотносить свои действия с ним.
«У кого выше»
Оборудование: набор конструктора Лего, разноцветный кубик. Каждый берет по пластине, кидает кубик, берет себе деталь соответствующего цвета. Надо построить башню одного цвета, выше, чем соперник. Т. е., если будут выпадать все время разные цвета, высокой башни не получится.
Математику можно изучать в интересных играх: и крохе познавательно, и процесс обучения пойдет быстрее. Главное, фантазируйте!